Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Челябинской области от 05.01.1999 № 60-ЗО
(ред. от 12.12.2008)
"О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Законодательного Собрания Челябинской области от 24.12.1998 № 436)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Сборник законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области", № 12, 1998,
"Южноуральская панорама", № 4, 21-27 января, 1999.



Изменения, внесенные Законом Челябинской области от 12.12.2008 № 337-ЗО, вступили в силу с 1 января 2009 года.



5 января 1999 года № 60-ЗО

   ------------------------------------------------------------------


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
постановлением
Законодательного собрания
Челябинской области
от 24 декабря 1998 г. № 436

(в ред. Законов Челябинской области
от 24.06.2004 № 249-ЗО, от 30.11.2004 № 331-ЗО,
от 26.05.2005 № 382-ЗО, от 12.12.2008 № 337-ЗО)

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области.
Иные отношения в сфере обеспечения радиационной безопасности населения, на которые не распространяется действие настоящего Закона, регулируются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и определения

В настоящем Законе используются следующие основные понятия и определения:
детерминированные эффекты облучения - четко проявляющиеся специфические биологические эффекты облучения (лучевая болезнь, лучевой ожог, лучевая катаракта, лучевое бесплодие, аномалии в развитии плода и др.), в отношении которых предполагается существование порога, выше которого тяжесть эффекта зависит от дозы;
доза облучения (аварийная, индивидуальная, накопленная, эквивалентная, эффективная) - величина воздействия ионизирующего излучения на организм человека или его ткани и органы за определенный промежуток времени;
зона наблюдения - территория за пределами санитарно - защитной зоны источника поступления радиоактивных веществ в окружающую природную среду, на которой проводится радиационный контроль и где возможно достижение предела годовой эффективной дозы облучения отдельных лиц из населения;
зона радиоактивного загрязнения (зона радиационной аварии) - территория, подвергшаяся радиоактивному загрязнению, которая устанавливается в случае радиационной аварии на разных поставарийных этапах. Внешняя граница зоны регламентируется нормами радиационной безопасности пределов аварийного облучения;
ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;
источник ионизирующего излучения - устройство или радиоактивное вещество, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение;
контрольный уровень - численные значения контролируемых величин дозы облучения, мощности дозы, радиоактивного загрязнения, устанавливаемые руководством эксплуатирующей организации и органами государственного регулирования безопасности для оперативного радиационного контроля, закрепления достигнутого в организации уровня радиационной безопасности, обеспечения дальнейшего снижения облучения работников (персонала) и населения, а также радиоактивного загрязнения окружающей природной среды;
нормы радиационной безопасности - гигиенические нормативы, применяемые для обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения;
органы управления использованием атомной энергии - специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти;
(в ред. Закона Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО)
органы государственного регулирования безопасности - федеральные органы исполнительной власти, регулирующие ядерную, радиационную, техническую и пожарную безопасность;
(в ред. Закона Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО)
предел годовой эффективной (или эквивалентной) дозы - величина эффективной (или эквивалентной) дозы техногенного облучения, которая не должна превышаться за год; пределы дозы устанавливаются на уровнях, которые должны быть признаны в качестве предельно допустимых в условиях нормальной работы. Соблюдение предела годовой дозы предотвращает возникновение детерминированных эффектов, при этом вероятность стохастических эффектов сохраняется на приемлемом уровне;
пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов (далее - пункты хранения) - не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов в любом агрегатном состоянии;
работники (персонал) - физические лица, работающие с техногенными источниками ионизирующего излучения или находящиеся по условиям работы в сфере воздействия таких источников;
радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей природной среды;
радиационная безопасность населения (радиационная безопасность) - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующих излучений;
радиационный естественный фон - доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;
радиационный контроль - система измерений и регистрации уровней воздействия ионизирующих излучений на тело человека или его отдельные органы, на объекты окружающей природной среды;
радиационный мониторинг - система наблюдений, измерений, регистрации и прогнозирования уровней содержания радионуклидов в природных средах и рационе человека, а также уровней воздействия ионизирующих излучений на человека и объекты природы;
радиационное облучение (аварийное, медицинское, природное, профессиональное) - воздействие на людей ионизирующего излучения, которое может быть внешним - от источников, находящихся вне тела человека, и (или) внутренним - от источников, попавших внутрь его организма;
радиационная обстановка - обобщенная характеристика пространственного и временного распределения уровней содержания радионуклидов в окружающей природной среде и доз облучения населения на определенной части территории;
радиационно опасный объект - объект использования атомной энергии, характеризующийся вероятностью нарушения нормальной деятельности, вследствие чего могут быть превышены пределы дозы облучения работников (персонала) и населения, а также подвергнуты радиоактивному загрязнению объекты окружающей природной среды;
радиационный риск - вероятность того, что у человека в результате облучения возникнет какой-либо конкретный вредный эффект для его здоровья;
радиационный, техногенно измененный фон - естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;
радиоактивное вещество - вещество в любом агрегатном состоянии, характеризующееся радиоактивностью (способностью испускать ионизирующее излучение);
радиоактивные отходы - не подлежащие дальнейшему использованию вещества в любом агрегатном состоянии, материалы, изделия, приборы, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные федеральными нормами и правилами в области обращения с радиоактивными отходами;
радионуклиды природного или техногенного происхождения - радиоактивные атомы с данным массовым числом и атомным номером;
санитарно - защитная зона - территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно - защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится постоянный радиационный контроль;
стохастические эффекты облучения - вредные биологические эффекты облучения (злокачественные опухоли, лейкозы, наследственные болезни), не имеющие дозового порога возникновения, вероятность которых пропорциональна дозе, а тяжесть их проявления не зависит от дозы;
эксплуатирующая организация - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;
облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора - облученные в ядерном реакторе и извлеченные из него тепловыделяющие сборки, содержащие отработавшее ядерное топливо;
(Абзац введен Законом Челябинской области от 24.06.2004 № 249-ЗО)
радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;
(Абзац введен Законом Челябинской области от 24.06.2004 № 249-ЗО)
ядерные установки-сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами;
(Абзац введен Законом Челябинской области от 24.06.2004 № 249-ЗО)
сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.
(Абзац введен Законом Челябинской области от 24.06.2004 № 249-ЗО)

Статья 2. Задачи настоящего Закона

Основными задачами настоящего Закона являются:
а) учет специфических особенностей Челябинской области, обусловленных наличием на ее территории эксплуатирующих организаций, являющихся потенциальными источниками радиационных аварий, а также зон с техногенно измененным и высоким естественным радиационным фоном;
б) определение полномочий органов государственной власти области и органов местного самоуправления в сфере обеспечения радиационной безопасности населения;
в) определение прав, обязанностей и ответственности эксплуатирующих организаций, а также общественных организаций (объединений) и граждан в области обеспечения радиационной безопасности;
г) установление порядка взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности, а также эксплуатирующих организаций, общественных организаций (объединений) и граждан в сфере обеспечения радиационной безопасности;
д) установление порядка взаимодействия органа исполнительной власти области с закрытыми административно - территориальными образованиями, субъектами Российской Федерации и иностранными государствами, на территориях которых находятся радиационно опасные объекты, оказывающие или способные оказывать радиационное влияние на территорию Челябинской области.

Статья 3. Участники отношений, регулируемых настоящим Законом

Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:
а) граждане, включая лиц из работников (персонала) вне сферы их производственной деятельности;
б) профессиональные работники (персонал);
в) эксплуатирующие организации;
г) общественные организации (объединения);
д) органы управления использованием атомной энергии;
е) органы государственного регулирования безопасности;
ж) органы местного самоуправления области;
з) органы государственной власти области;
и) органы государственной власти Российской Федерации.

Статья 4. Принципы обеспечения радиационной безопасности населения

1. При эксплуатации источника ионизирующего излучения радиационная безопасность населения обеспечивается соблюдением следующих основных принципов:
а) непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения (принцип нормирования);
б) запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением (принцип обоснования);
в) поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения (принцип оптимизации).
2. При радиационной аварии ограничение облучения населения осуществляется защитными мероприятиями (вмешательством), которые связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории. При принятии решений о характере вмешательства руководствуются следующими принципами:
а) предполагаемое вмешательство должно принести обществу, и прежде всего облучаемым лицам, больше пользы, чем вреда (принцип обоснования вмешательства);
б) виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть оптимизированы таким образом, чтобы польза от снижения радиационного ущерба за вычетом ущерба, связанного с вмешательством, была бы максимальной (принцип оптимизации вмешательства).

Статья 5. Пути достижения радиационной безопасности

Радиационная безопасность обеспечивается проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно - технического, санитарно - гигиенического, медико - профилактического, воспитательного и образовательного характера за счет:
а) соблюдения всеми юридическими лицами независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, которые имеют в своем обращении источники ионизирующих излучений, норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области;
б) обоснования правильности выбора района и площадки размещения проектируемых радиационно опасных объектов;
в) соответствия технических проектов создаваемых, действующих и реконструируемых радиационно опасных объектов требованиям законодательства Российской Федерации и области, а также нормам и правилам в сфере обеспечения радиационной безопасности и охраны окружающей природной среды;
г) проведения государственной экологической экспертизы технических проектов строительства новых и реконструкции действующих радиационно опасных объектов;
д) совершенствования технологических процессов, осуществляемых на действующих радиационно опасных объектах, в том числе технологий обращения с образующимися радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;
е) сокращения выбросов и сбросов радиоактивных веществ, поступающих в атмосферу и водную среду в результате деятельности эксплуатирующих организаций;
ж) зонирования территории в районах размещения действующих радиационно опасных объектов, а также территорий, подвергшихся ранее радиоактивному загрязнению, по реально наблюдаемым и потенциально возможным уровням облучения населения;
з) радиационного мониторинга среды обитания человека в местах размещения радиационно опасных объектов и на территориях, подвергшихся ранее радиоактивному загрязнению;
и) планирования и проведения мероприятий по снижению уровней радиационного воздействия на население в местах расположения радиационно опасных объектов и районах с повышенным естественным радиационным фоном, а также районах, территории которых были подвергнуты радиоактивному загрязнению;
к) установления контрольных уровней доз техногенного облучения населения и содержания радионуклидов в объектах окружающей среды, жилье, продуктах питания по представлению органов государственного регулирования безопасности населения;
л) выявления территорий и объектов техногенной деятельности человека с повышенным содержанием природных радионуклидов;
м) планирования и реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения в случае радиационной аварии, ликвидации ее последствий на разных поставарийных этапах;
н) информирования населения о радиационной обстановке на соответствующей территории;
о) повышения грамотности населения в области радиационной безопасности.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 6. Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти области

К полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти области в сфере обеспечения радиационной безопасности относятся:
а) принятие законов и иных нормативных правовых актов в сфере радиационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) исключен с 1 января 2009 года. - Закон Челябинской области от 12.12.2008 № 337-ЗО;
в) утверждение в составе областного бюджета средств на финансирование деятельности организаций, обеспечивающих радиационную безопасность;
г) проведение депутатских слушаний по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения;
д) осуществление иных полномочий в сфере обеспечения радиационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

Статья 7. Полномочия органа исполнительной власти области
(Статья в ред. Закона Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО)

К полномочиям органа исполнительной власти области в сфере обеспечения радиационной безопасности относятся:
а) разработка и реализация областных целевых программ в сфере обеспечения радиационной безопасности;
б) организация системы радиационного мониторинга на территории Челябинской области и обеспечение ее функционирования;
в) организация системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на региональном уровне и обеспечение ее функционирования;
г) организация и обеспечение составления и ведения радиационно-гигиенического паспорта территории Челябинской области;
д) согласование решений о месте размещения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, имеющих оборонное назначение и находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное, межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территориях закрытых административно-территориальных образований;
е) принятие решений о месте размещения и о сооружении на территории Челябинской области радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности Челябинской области;
ж) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и эксплуатирующими организациями по вопросам, относящимся к предмету правового регулирования настоящего Закона;
з) внесение в Правительство Российской Федерации предложений по установлению особых условий использования загрязненных земель и ограничений, связанных с условиями проживания на них населения, ведением хозяйственной или иной деятельности;
и) внесение в Правительство Российской Федерации предложений по установлению и корректировке зон радиоактивного загрязнения на территориях, подвергшихся аварийному загрязнению радионуклидами техногенного происхождения;
к) участие в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на территории Челябинской области;
л) планирование и проведение мероприятий по реабилитации территорий, подвергшихся аварийному загрязнению техногенными радионуклидами;
м) планирование и проведение мероприятий по улучшению социально-экономических условий проживания населения, подвергшегося или подвергающегося техногенному радиационному воздействию;
н) планирование и проведение мероприятий по защите объектов окружающей природной среды, продовольственного сырья, продовольствия, источников питьевого водоснабжения от радиоактивного загрязнения;
о) оказание гражданам, общественным организациям и иным юридическим лицам консультативно-методической помощи по вопросам радиационной безопасности;
п) осуществление иных полномочий в сфере обеспечения радиационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
(Статья в ред. Закона Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО)

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере обеспечения радиационной безопасности относятся:
а) принятие решений о месте размещения и о сооружении на территории соответствующего муниципального образования радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности муниципальных образований;
(в ред. Закона Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО)
б) участие в государственной экологической экспертизе технических проектов строительства новых и реконструкции действующих радиационно опасных объектов на подведомственных им территориях;
в) организация общественных обсуждений, проведение опросов, местных референдумов среди населения по вопросам размещения радиационно опасных объектов на подведомственных им территориях;
г) Исключен. - Закон Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО.
д) Исключен. - Закон Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО.
е) информирование населения через средства массовой информации о радиационной обстановке на подведомственных им территориях;
ж) осуществление иных полномочий в сфере радиационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

Глава III. МЕРОПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(Наименование в ред. Закона
Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО)

Статья 9. Государственное управление в сфере обеспечения радиационной безопасности

Исключена. - Закон Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО.

Статья 10. Областные целевые программы в сфере обеспечения радиационной безопасности
(Статья в ред. Закона Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО)

Для обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и реализуются областные целевые программы.
(Статья в ред. Закона Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО)

Статья 11. Государственное нормирование в сфере обеспечения радиационной безопасности

1. На территории Челябинской области действуют федеральные нормы, основные гигиенические нормативы (пределы годовых эффективных доз облучения для работников (персонала) и населения (пределы доз облучения) при нормальной эксплуатации радиационно опасных объектов) и санитарные правила в сфере обеспечения радиационной безопасности работников (персонала) и населения.
2. Исключен. - Закон Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО.
3. Исключен. - Закон Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО.

Статья 12. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения

Лицензирование деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Статья в ред. Закона Челябинской области от 24.06.2004 № 249-ЗО)

Статья 13. Научно - практическая деятельность в сфере радиационной безопасности населения

1. Приоритетными вопросами научно - практической деятельности в сфере радиационной безопасности населения являются:
а) определение доминирующих факторов в формировании индивидуальных и коллективных доз облучения населения, проживающего в районах с повышенным естественным радиационным фоном, а также на территориях с техногенно измененным радиационным фоном;
б) Исключен. - Закон Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО.
в) оценка радиационного воздействия на население при нормальной эксплуатации радиационно опасных объектов, а также в случае радиационных аварий на этих объектах или при транспортировании источников ионизирующего излучения.
2. Для решения научно - практических проблем в сфере радиационной безопасности населения специально уполномоченный орган исполнительной власти области по обеспечению радиационной безопасности создает специализированные научно - технические и экспертные советы.

Статья 14. Радиационный мониторинг на территории Челябинской области

1. На территории Челябинской области организуется и ведется радиационный мониторинг в целях:
а) своевременного выявления изменений радиационной обстановки;
б) оценки, прогноза и предупреждения негативных последствий воздействия ионизирующего излучения на здоровье населения и окружающую природную среду;
в) принятия органом исполнительной власти области и органами местного самоуправления необходимых мер по предотвращению или снижению радиационного воздействия на население.
2. Приоритетными направлениями в указанной сфере деятельности являются:
а) радиационный мониторинг территорий, подвергшихся ранее загрязнению радионуклидами техногенного происхождения в результате аварии;
б) радиационный мониторинг природных сред, продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды в районах расположения действующих, реконструируемых и вышедших из эксплуатации радиационно опасных объектов;
в) радиационный мониторинг территорий с повышенным естественным радиационным фоном.
3. Основной задачей радиационного мониторинга является получение информации:
а) о наличии источников ионизирующего излучения и обращении с ними;
б) о радиационной обстановке, сложившейся в промышленной зоне радиационно опасного объекта и территории, его окружающей, а также об уровнях доз облучения работников (персонала) и населения, проживающего в зоне наблюдения указанного объекта;
в) об уровнях и дозах медицинского облучения граждан (пациентов);
г) о содержании радионуклидов природного и техногенного происхождения в объектах окружающей природной среды, питьевой воде, продовольственном сырье и продуктах питания;
д) об уровнях внутреннего и внешнего облучения граждан, проживающих в Челябинской области, в том числе на территориях с техногенно измененным радиационным фоном и повышенным естественным радиационным фоном.
4. Радиационный мониторинг осуществляют органы государственного регулирования безопасности, эксплуатирующие организации, другие организации, аккредитованные в установленном порядке в Единой государственной системе учета и контроля источников ионизирующего излучения, Государственной системе обеспечения единства измерений, Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки, Единой государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения населения.

Статья 15. Радиационно - гигиеническая паспортизация эксплуатирующих организаций и территорий

1. В Челябинской области проводится радиационно-гигиеническая паспортизация эксплуатирующих организаций и территорий области в целях оценки вредного воздействия источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) на население, планирования и проведения мероприятий по обеспечению его радиационной безопасности, анализа эффективности данных мероприятий.
2. Ведение радиационно-гигиенического паспорта эксплуатирующих организаций осуществляется органами управления этих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Ведение радиационно - гигиенического паспорта территорий Челябинской области осуществляется уполномоченным на то органом исполнительной власти области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. При ведении радиационно - гигиенических паспортов эксплуатирующих организаций и территорий области используется банк данных информационных систем, указанных в пункте 4 статьи 14 настоящего Закона.

Глава IV. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
(ОБЪЕДИНЕНИЙ)

Статья 16. Право граждан на радиационную безопасность

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие и временно пребывающие на территории Челябинской области, имеют право на благоприятную среду обитания и охрану здоровья от вредного воздействия ионизирующего излучения. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиоактивного загрязнения объектов окружающей природной среды и радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм.

Статья 17. Право граждан и общественных организаций (объединений) на получение информации в сфере радиационной безопасности населения

1. Граждане и общественные организации (объединения) имеют право на бесплатное получение информации в сфере обеспечения радиационной безопасности населения:
а) от органа исполнительной власти области - о решениях по размещению радиационно опасных объектов в регионе; по вопросам ввоза на территорию области радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, изделий их содержащих, а также их вывоза за пределы области; о радиационных авариях и инцидентах и мерах по ликвидации их последствий; о радиационной обстановке на территории области;
б) от эксплуатирующих организаций, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности - о состоянии радиационной обстановки в районе расположения радиационно опасного объекта и его влиянии на здоровье населения и окружающую природную среду; о мероприятиях по обеспечению радиационной безопасности населения, проживающего в зоне наблюдения радиационно опасного объекта; о технической безопасности функционирования данного объекта; об организации системы учета источников ионизирующего излучения и изделий, их содержащих, контроля за их использованием и хранением;
в) от медицинских учреждений - о планируемых и фактически полученных дозах облучения граждан при обследовании или лечении с применением источников ионизирующего излучения.
2. Право на бесплатное получение информации обеспечивается:
а) публикациями в средствах массовой информации, радио- и телесообщениями, выступлениями официальных представителей органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности и специалистов эксплуатирующих организаций, а также проведением встреч представителей указанных выше органов и организаций с общественностью;
б) официальными ответами органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности и эксплуатирующих организаций на запросы граждан и общественных организаций (объединений);
в) посещением гражданами и представителями общественных организаций (объединений) эксплуатирующих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и области;
г) проведением общественных и депутатских слушаний.

Статья 18. Право граждан на получение документа, подтверждающего полученную дозу облучения

1. Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию, имеют право на получение соответствующего документа о полученной ими дозе облучения.
2. Порядок получения такого документа и его форма определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Пункт в ред. Закона Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО)

Статья 19. Права общественных организаций (объединений) в сфере обеспечения радиационной безопасности населения

1. Общественные организации (объединения) имеют право рекомендовать своих представителей для участия в экспертизах ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения на стадии их размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации.
2. Общественные организации (объединения) в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.
3. Общественные организации (объединения) имеют право на участие в обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов и программ в области использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, источников ионизирующего излучения и пунктов хранения.

Статья 20. Права работников (персонала) радиационно опасных объектов на социально - экономические компенсации
(в ред. Закона Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО)

1. Работники (персонал) радиационно опасных объектов, командированные на указанные объекты, а также работники, занятые на каких-либо других работах с источниками ионизирующего излучения, имеют право на социально - экономические компенсации за негативное воздействие ионизирующего излучения на их здоровье и за дополнительные факторы риска. Такое право (включая медико - санитарное обслуживание) имеют также лица, ранее работавшие на радиационно опасных объектах.
Виды, порядок и размеры предоставления компенсаций, а также источники их финансирования определяются законодательством Российской Федерации.
2. Исключен. - Закон Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО.

Статья 21. Право граждан на социальную поддержку
(Статья в ред. Закона Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО)

Граждане, проживающие на территориях, прилегающих к организациям, которые осуществляют деятельность с использованием источников ионизирующего излучения и в которых существует возможность превышения установленных федеральным законодательством основных пределов доз, имеют право на социальную поддержку в соответствии с законодательством.
(Статья в ред. Закона Челябинской области от 26.05.2005 № 382-ЗО)

Глава V. ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ГРАЖДАН В СФЕРЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 22. Обязанности эксплуатирующих организаций и граждан в сфере радиационной безопасности

1. Эксплуатирующие организации в сфере радиационной безопасности работников (персонала) и населения области обязаны:
а) соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации и области в сфере радиационной безопасности;
б) планировать и осуществлять мероприятия по радиационной безопасности работников (персонала) и населения, проживающего в районе расположения радиационно опасного объекта;
в) представлять на государственную экологическую экспертизу материалы, обосновывающие радиационную безопасность работников (персонала) и населения при использовании источников ионизирующего излучения;
г) выполнять предписания и постановления органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности;
д) устанавливать контрольные уровни содержания радионуклидов в газоаэрозольных выбросах и жидких сбросах, поступающих в окружающую природную среду, а также уровни радиоактивного загрязнения рабочих помещений, природных объектов, доз облучения работников (персонала) и населения в целях закрепления достигнутого в эксплуатирующей организации уровня радиационной безопасности, обеспечения дальнейшего снижения облучения работников (персонала) и населения, радиоактивного загрязнения окружающей природной среды по согласованию с органами государственного регулирования безопасности населения и органом исполнительной власти области;
е) информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на рабочих местах и о полученных ими индивидуальных дозах облучения;
ж) своевременно доводить до населения информацию об изменениях в радиационной обстановке;
з) обеспечивать реализацию прав работников (персонала), граждан и общественных организаций (объединений) в сфере радиационной безопасности.
2. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие и временно пребывающие на территории Челябинской области, обязаны:
а) соблюдать нормы и санитарные правила, установленные законодательством Российской Федерации и области в сфере радиационной безопасности;
б) проводить или принимать участие в реализации мероприятий по радиационной безопасности;
в) выполнять постановления Губернатора области, органов местного самоуправления, а также предписания и постановления органов государственного регулирования безопасности.

Глава VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РАБОТНИКОВ (ПЕРСОНАЛА) И НАСЕЛЕНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОЙ
РАБОТЕ РАДИАЦИОННО ОПАСНОГО ОБЪЕКТА

Статья 23. Общие требования по обеспечению радиационной безопасности работников (персонала) и населения при нормальной работе радиационно опасного объекта

1. Радиационная безопасность работников (персонала) при нормальной работе радиационно опасного объекта обеспечивается:
а) созданием условий труда, отвечающим требованиям установленных норм и санитарных правил в сфере обеспечения радиационной безопасности;
б) ограничением числа лиц, допускаемых к работе с источниками ионизирующего излучения, по возрасту, полу, здоровью, уровню предыдущего облучения и другим показателям;
в) осуществлением систематического производственного радиационного контроля;
г) проведением учета и контроля источников ионизирующего излучения и изделий, их содержащих;
д) обучением и аттестацией работников (персонала), выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности.
2. Радиационная безопасность населения при нормальной эксплуатации радиационно опасного объекта обеспечивается проведением комплекса мер, указанных в статье 5 настоящего Закона.

Статья 24. Порядок обращения с источниками ионизирующего излучения

1. Для любого радиационно опасного объекта предусматривается соответствующий порядок обращения с источниками ионизирующего излучения.
2. Порядок обращения с источниками ионизирующего излучения, в том числе радиоактивными веществами, облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов и радиоактивными отходами, на территории Челябинской области определяется законодательством Российской Федерации.
(Статья в ред. Закона Челябинской области от 24.06.2004 № 249-ЗО)

Статья 25. Транспортирование облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, радиоактивных отходов, радиоактивных веществ и изделий, их содержащих

1. На территории Челябинской области транспортирование облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, радиоактивных отходов, радиоактивных веществ и изделий, их содержащих, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в сфере использования атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности.
2. Транспортирование указанных в пункте 1 настоящей статьи источников ионизирующего излучения осуществляется эксплуатирующей и (или) транспортной организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности, под контролем органов государственного регулирования безопасности.
Воинские перевозки осуществляются в соответствии с установленным порядком.
3. Транспортные организации с участием отправителей и получателей источников ионизирующего излучения, а при необходимости - органов государственного регулирования безопасности, органов местного самоуправления, на подведомственных территориях которых осуществляется их транспортировка, обязаны осуществлять мероприятия по предупреждению транспортных аварий и по ликвидации их последствий.
(Статья в ред. Закона Челябинской области от 24.06.2004 № 249-ЗО)

Статья 26. Ввоз на территорию Челябинской области ядерных материалов, облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и радиоактивных отходов из иностранных государств

1. Ввоз на территорию Челябинской области радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения запрещается, кроме случаев, установленных федеральным законодательством.
2. Ввоз на территорию Челябинской области облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов из иностранных государств для временного технологического хранения и (или) их переработки осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Лимит на ежегодно ввозимые в Челябинскую область облученные тепловыделяющие сборки ядерных реакторов из иностранных государств определяется Правительством Российской Федерацией по согласованию с органами исполнительной власти Челябинской области.
(Статья в ред. Закона Челябинской области от 24.06.2004 № 249-ЗО)

Статья 27. Обеспечение радиационной безопасности работников (персонала) и населения от природных радионуклидов

1. Облучение работников (персонала) и населения, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами в производственных и жилых помещениях, не должно превышать установленных норм.
2. В целях защиты работников (персонала) и населения от вредного влияния природных радионуклидов осуществляются следующие мероприятия:
а) составление кадастра территорий с повышенным природным радиационным фоном;
б) выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня выделения радона из почвы и гамма - излучения;
в) проведение контроля на содержание естественных радионуклидов в строительных материалах и изделиях, а при приемке зданий и сооружений в эксплуатацию - определение уровня гамма-излучения, содержания радона и продуктов его распада в воздухе помещений;
г) снижение уровня гамма-излучения и содержания радона, а при невозможности достижения установленных норм, изменение характера использования зданий и сооружений;
д) запрещение использования строительных материалов и изделий, не отвечающих требованиям по обеспечению радиационной безопасности населения.

Статья 28. Обеспечение радиационной безопасности при деятельности организаций добывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно - энергетического комплекса, не связанных с ядерно - топливным циклом

1. При оценке радиационного воздействия на окружающую природную среду и население действующих и вновь вводимых в эксплуатацию организаций добывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно - энергетического комплекса, не связанных с ядерно - топливным циклом, учитывается возможность обогащения отходов этих организаций естественными радионуклидами.
Для образующихся в технологических процессах продуктов и отходов должен осуществляться контроль за содержанием естественных радионуклидов.
2. Организации несут ответственность за обеспечение радиационной безопасности работников (персонала) от шламонакопителей, отвалов, шахтных вод и других техногенно обогащенных естественными радионуклидами источников ионизирующего излучения в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, осуществляют радиационный контроль указанных источников и объектов окружающей природной среды.

Статья 29. Обеспечение радиационной безопасности при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур

1. При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур применяются все необходимые средства защиты работников (персонала) и граждан (пациентов), при этом дозы облучения должны соответствовать установленным нормам.
2. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследования, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.

Статья 30. Обеспечение радиационной безопасности населения при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды

1. Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и установки должны отвечать нормативным требованиям по обеспечению радиационной безопасности населения и подлежат производственному контролю в установленном порядке.
2. Радиационный контроль при производстве продуктов питания и обеспечении питьевой водой осуществляют органы государственного регулирования безопасности.

Глава VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РАБОТНИКОВ (ПЕРСОНАЛА) И НАСЕЛЕНИЯ
ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

Статья 31. Обеспечение радиационной безопасности работников (персонала) и населения при радиационной аварии

1. Эксплуатирующая организация обязана разработать, утвердить в установленном порядке, а также согласовать с органами государственного регулирования безопасности и органами местного самоуправления план мероприятий по ликвидации радиационной аварии и защите работников (персонала) и населения, в котором должны содержаться следующие основные положения:
а) прогноз возможных аварийных ситуаций применительно к конкретному радиационно опасному объекту в случаях максимальной проектной и гипотетической аварий;
б) система оповещения органов государственной власти Российской Федерации и Челябинской области, органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии и органов государственного регулирования безопасности о возникновении и развитии аварии;
в) порядок введения аварийного плана в действие;
г) прогноз динамики развития радиационной обстановки;
д) критерии ликвидации последствий аварии на разных стадиях ее развития;
е) мероприятия по ликвидации и локализации очагов (участков) радиоактивного загрязнения территории;
ж) поведение работников (персонала) и меры его защиты при проведении работ по ликвидации последствий аварии;
з) мероприятия по ограничению облучения работников (персонала) и населения, а также по предотвращению радиоактивного загрязнения объектов окружающей природной среды;
и) обязанности и виды ответственности должностных лиц при проведении работ по ликвидации последствий аварии.
2. Для эффективной ликвидации последствий радиационной аварии эксплуатирующие организации при согласовании с органами государственного регулирования безопасности обязаны определить, укомплектовать и поддерживать в готовности:
а) средства индивидуальной защиты для работников (персонала) в необходимом объеме и номенклатуре, а также места их хранения;
б) медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим;
в) аварийный запас средств измерений ионизирующих излучений, а также средств дезактивации и санитарной обработки;
г) инвентарь и подъемно - транспортные механизмы в достаточном количестве и номенклатуре для проведения неотложных работ по ликвидации последствий аварии;
д) аварийно - спасательные формирования, создаваемые из работников (персонала) эксплуатирующих организаций на контрактной основе.
Привлечение граждан для ликвидации последствий радиационной аварии допускается только на добровольной основе, при письменном согласии и после информирования их о возможных дозах облучения и риске для их здоровья.
Граждане должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
3. При возникновении радиационной аварии должны быть предприняты срочные меры по прекращению развития аварии, восстановлению контроля над источником ионизирующего излучения и исключению незапланированного облучения, либо сведения к минимуму доз облучения и количества облученных лиц из работников (персонала) и населения, радиоактивного загрязнения производственных помещений и окружающей природной среды, экономических и социальных потерь, вызванных аварией.
4. Эксплуатирующая организация при радиационной аварии обязана немедленно проинформировать органы государственной власти Российской Федерации и Челябинской области, органы управления использованием атомной энергии, органы государственного регулирования безопасности, а также органы местного самоуправления, на подведомственных территориях которых возможно повышенное облучение населения.
5. При радиационной аварии, распространившейся за пределы промышленной зоны эксплуатирующей организации, органы управления использованием атомной энергии, органы государственного регулирования безопасности, орган исполнительной власти области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают участие в ликвидации (снижении) негативных последствий аварии.
6. Радиационная безопасность работников (персонала) при выполнении работ по ликвидации последствий аварии обеспечивается:
а) предварительным инструктажем с указанием характера и последовательности работ, а в необходимых случаях - предварительной отработкой предстоящих операций;
б) использованием индивидуальных средств защиты и других способов защиты;
в) строгим дозиметрическим контролем;
г) регламентацией в соответствии с установленными нормами радиационной безопасности планируемого повышенного облучения, которое может быть оправдано лишь спасением жизни людей, предотвращением дальнейшего развития аварии и облучения большого числа людей.
Лица, привлекаемые для проведения аварийных и спасательных работ, приравниваются к работникам (персоналу) и на них распространяются положения настоящей статьи.
7. Радиационная безопасность населения при аварии, повлекшей за собой радиоактивное загрязнение обширной территории, обеспечивается путем вмешательства на основе принципов, приведенных в пункте 2 статьи 4 настоящего Закона.
На разных стадиях аварии вмешательство регламентируется зонированием территорий, которое основывается на величине текущей годовой эффективной дозы в соответствии с установленными нормами радиационной безопасности населения.
В каждой из этих зон с целью снижения доз облучения населения проводится радиационный мониторинг, осуществляются необходимые меры радиационной и медицинской защиты граждан, а также другие активные меры обеспечения радиационной безопасности населения. Гражданам, проживающим на территориях, загрязненных в результате аварии техногенными радионуклидами, разъясняется риск возможного вреда их здоровью, обусловленный воздействием ионизирующего излучения.
8. При возникновении на радиационно опасном объекте локальной радиационной аварии, не связанной с облучением населения, контроль за ее развитием, защитой работников (персонала), участвующих в ликвидации последствий аварии, осуществляется эксплуатирующей организацией, если не будет иных указаний органов государственного регулирования безопасности.
9. В случае локальной радиационной аварии при транспортировании источников ионизирующего излучения и изделий, их содержащих, или при обнаружении локального радиоактивного загрязнения территории (вне зоны влияния эксплуатирующей организации) радиационная безопасность населения обеспечивается проведением комплекса защитных мер, о необходимости проведения которых принимают решения органы государственного регулирования безопасности.

Глава VIII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРГШЕГОСЯ АВАРИЙНОМУ ОБЛУЧЕНИЮ

Статья 32. Обеспечение радиационной безопасности населения Челябинской области, подвергшегося аварийному облучению

1. Население Челябинской области, подвергшееся облучению в результате участия в работах по ликвидации последствий различных радиационных аварий и инцидентов, испытаниях ядерного оружия и мирных ядерных взрывов и проживания на территориях, подвергшихся аварийному загрязнению радионуклидами техногенного происхождения, в том числе вне пределов Челябинской области, подлежит специальному медицинскому наблюдению, лечению и оздоровлению за счет средств федерального бюджета.
Для данной категории граждан составляется радиационно - эпидемиологический регистр с целью выявления скрытой патологии или заболеваний на ранних стадиях, своевременного оказания им профилактической, лечебной и реабилитационной помощи, а также для формирования групп повышенного риска.
2. Группы повышенного риска формируются по результатам медицинского контроля из числа лиц со скрытой или явной патологией, а также по величине дозы аварийного облучения и (или) накопленной дозы (при проживании на территориях, ранее подвергшихся аварийному загрязнению техногенными радионуклидами).
3. Настоящим Законом для граждан, подвергшихся в процессе своей жизнедеятельности аварийному облучению, устанавливается дифференцированный подход в принятии и реализации мер защиты (радиационной, медицинской, психологической, социально - экономической, правовой) в зависимости от величины и характера радиационного воздействия на организм пострадавшего и его настоящего места проживания.

Глава IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и области в сфере обеспечения радиационной безопасности

Нарушение должностными лицами органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности, эксплуатирующих организаций, а также работниками эксплуатирующих организаций (в том числе командированными) и отдельными гражданами законов и иных нормативных правовых актов в сфере обеспечения радиационной безопасности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава Х. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 34. Финансирование деятельности в сфере обеспечения радиационной безопасности

Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности работников (персонала) и населения, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы в данной сфере деятельности финансируются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
(Статья в ред. Закона Челябинской области от 24.06.2004 № 249-ЗО)

Глава XI. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
ОБЛАСТИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ, СУБЪЕКТАМИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКРЫТЫМИ АДМИНИСТРАТИВНО -
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 35. Взаимодействие органа исполнительной власти области с иностранными государствами, субъектами Российской Федерации и закрытыми административно - территориальными образованиями в сфере обеспечения радиационной безопасности населения

1. В целях защиты граждан, проживающих на территории Челябинской области, и охраны окружающей природной среды от вредного воздействия радиационно опасных объектов, расположенных за ее пределами, орган исполнительной власти области заключает соглашения с иностранными государствами и субъектами Российской Федерации, в которых оговариваются порядок и условия взаимодействия, источники финансирования, распределение обязанностей по обеспечению радиационной безопасности населения при нормальных режимах работы объектов использования атомной энергии, а также при возникновении и развитии радиационных аварий на указанных объектах.
2. В случае, когда объекты использования атомной энергии расположены в закрытом административно-территориальном образовании (независимо от размещения не территории Челябинской области или вне ее) и оказывают или могут оказывать влияние на радиационную обстановку в области, орган исполнительной власти области при участии органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования заключает соглашение с Правительством Российской Федерации.
В соглашении оговариваются порядок и условия взаимодействия, источники финансирования, распределение обязанностей по обеспечению радиационной безопасности населения области при нормальных режимах работы радиационно опасных объектов, а также радиационных авариях на них.
3. Для контроля за состоянием радиационной обстановки в районах расположения радиационно опасных объектов и обеспечением радиационной безопасности населения орган исполнительной власти области может назначать своих полномочных представителей в закрытых административно-территориальных образованиях, находящихся на территории области.

Глава XII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 36. Вступление настоящего Закона области в силу

Настоящий Закон области вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН
г. Челябинск
5 января 1999 года
№ 60-ЗО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru